Профессиональная помощь в развитии организаций. Постепенно. Последовательно. Постоянно.
17.08.2018 г.

Будем оптимизировать процессы

Валерий Казарин. 17.04.2015 г.
 

Не успела закончиться дискуссия в Facebook по поводу оптимизации медицины, как вот оно, продолжение. Оттуда, откуда не ждал, и такое СОЧНОЕ, что пройти мимо невозможно.

Каналы ВГТРК показывают сейчас 4-й сезон сериала «Склифософский» про ту самую известную больницу. И дело происходит в наше время. Падение рубля, паника, скупка всей доступной электроники…

И вот разговор будущего главврача с текущим и.о.

sklif

- Ирина Алексеевна, нам с вами нужно решить один очень важный вопрос.
- Какой?
- Сокращение.
- А я его уже решила. 5 единиц сокращено.
- Хотят сократить еще одну единицу.
- Нет, это невозможно.
- Еще одного хирурга. Отделение будет расширяться. Нужны врачи других специальностей. Гинеколог, например.
- Я уже неоднократно Главному говорила, что это невозможно сделать. У нас трещит отделение, понимаете? Пациентов меньше не становится. Хирурги не справляются.
- Ну, значит, как теперь модно говорить, будем оптимизировать процессы.
(многозначительная пауза).

И два выражения лица:

sklif2

«Вот оно что… Интересно, и как это мы будем это делать?»

sklif3

«А вы не понимаете?!»

В этот момент я поставил кино на паузу и пошел налить себе чаю, а заодно обдумать эту ситуацию. Потому что просто пропустить это уже не мог. «Внутри всё кипело».

Что же я надумал?

Во-первых, очень хочется больно ударить кого-нибудь за такой подход к делу. Хорошо, хоть не сказали «будем использовать бережливое производство», или «как сказал премьер-министр, будем использовать лин-технологии». И на том спасибо. А то такого респектабельного черного пиара я уже давно не встречал.

Во-вторых, я подумал: ну хорошо, как понимают, так и делают. Но почему получается не так, как это надо делать?

И ответ стал понятен из самого сюжета.

Как происходит «неправильная» оптимизация процессов?

Пункт 1. Сокращаем персонал.

Пункт 2. Раздаем пинки.

Пункт 3. Выискиваем, что можно выкинуть из процесса, чтобы его качество пострадало, но несильно

Пункт 4. Оставшийся персонал начинает работать интенсивнее.

Пункт 5. Процесс стабилизировался.

То есть СНАЧАЛА режем, а ПОТОМ думаем, как жить без отрезанного.

Как происходит «правильная» оптимизация процессов?

Пункт 1. Определяем ценность.

Пункт 2. Находим в процессах потери.

Пункт 3. Устраняем потери и упрощаем процесс

Пункт 4. Освободившиеся ресурсы направляем на расширение ассортимента услуг или продуктов или на «правильную» оптимизацию других процессов.

Пункт 5. Возвращаемся к пункту 2.

То есть СНАЧАЛА думаем, а ПОТОМ режем то, что действительно не нужно.

И пока ситуация в медицине не требует экстренной хирургии на процессах, я думаю, что второй подход содержит в себе больше смысла.

Сравните с тем, как это описано в обсуждавшейся статье.

Что делать?

Настоящим извещаю всех заинтересованных, а остальных прошу распространить новость как можно шире.

Если найдется такое медицинское учреждение, которое пожелает повысить свою фактическую эффективность не за счет сокращения персонала, а другими способами, я готов предложить свои услуги за чисто символическую цену.

Чем я могу быть полезен? Своим почти десятилетним опытом консалтинга в сфере операционного управления.

Зачем мне это? Хочу доказать, что российская медицина может быть эффективной и нацеленной на клиента. Хочу создать пример, глядя на который другим захотелось бы тоже «не быть лучшими из худших».

 

Перейти на список статей