Профессиональная помощь в развитии организаций. Постепенно. Последовательно. Постоянно.

СПЕЦВЫПУСК КОРПОРАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ "КОМАНДОР" Г. КРАСНОЯРСК

Традиционно принято выделять 2 вида обучений в компании: внутреннее и внешнее. К внутреннему обучению относятся семинары, тренинги, презентации, которым обучают тренеры своей же компании. Внешнее — заказывают у других организаций (тренинговых компаний, учебных центров, консультационных центров или независимых тренеров фри-лансеров). Как вы понимаете, внешнее обучение носит разовый характер, и как правило, обучившись у какого-либо внешнего тренера, компания завершает с ним свое взаимодействие (по крайней мере до появления аналогичного запроса).

Но бывают и счастливые исключения. Для компании «Командор» им стал «Консультационный СИТИ-центр», с которым мы сотрудничаем уже более 5 лет. За последний год наше сотрудничество стало настолько плотным, что мы в шутку стали считать консультантов Сергея Остапенко, Всеволода Кефера и Сергея Шабурникова «своими» сотрудниками.

Дело все в том, что с 2010 года они обучают директоров всех наших магазинов, менеджеров среднего звена (МСЗ) Собственного производства, а так же некоторых подразделений Центрального офиса курсу «Алгоритмы бережливого управления для менеджеров среднего звена». Что же это за курс такой и с чем его едят, мы спросили у непосредственных тренеров, и вот что они нам ответили:- «АБУ (Алгоритмы бережливого управления) – это базовый курс обучения для менеджеров среднего звена, направленный на развитие компетенций руководителей по организации совершенствования рабочих процессов.

Руководители в ходе обучения приобретают навыки видеть потери и неэффективную деятельность, как свою собственную, так и сотрудников. Научаются находить первопричины проблем и, что самое главное – решать их совместно с персоналом. Обучение позволило расширить видение руководителей на ценность, создаваемую для клиента, на рабочие процессы и роль персонала в их совершенствовании. Еще, может быть наиболее важным, является то, что руководители убеждаются в том, что ресурсы и возможности для изменений находятся рядом – это твои соратники, твой рабочий коллектив. На сегодняшний день уже прошли обучение шесть групп менеджеров, включая директоров магазинов, руководителей ФЭС и Собственного производства».

Что касается «видения» процессов, то с одной стороны, все понятно, а с другой — не понятно ничего. Что значит «видеть» процесс? Тут весь секрет в том, что часто, постоянно находясь в каком-то процессе (например, ежедневно принимая товар у экспедиторов), мы считаем, что то, как он происходит есть норма, так и должно быть. Тогда как в результате обучения участники начинали изучать процесс досконально, обращая внимание на каждую, казалось бы, мелочь общаться с непосредственными исполнителями. И в результате у многих «открывались глаза». Они понимали, что процесс можно улучшить, можно достигать большего результата, что «мелочи» в корне могут изменить ситуацию. Наиболее понятно, красочно, эмоционально описал этот процесс один из участников обучения, директор К-48 (Абакан) Николай Владимирович Бакшеев. Своими эмоциями и впечатлениями он делится чуть ниже.

Сама по себе методика уникальна. Она позволяет не только получить знания и инструменты, но и применить их, получить конкретные результаты уже в ходе обучения.

Во-первых, обучение проходит непосредственно на местах: директора в магазине, руководители Собственного производства на заводе. В этом случае есть возможность выйти в цех и самостоятельно применить все то, о чем рассказывали в аудитории. Безусловно, это ведет к лучшему усвоению информации.

Во-вторых, участники не просто слушают абстрактные теории, каждый из них работает над собственной ситуацией – будь то решение проблемы своевременной подтоварки, уменьшение списаний или продаж. И это действительно приносит результаты.

Так, например, в К-26 удалось решить проблемы отдела «Овощи-фрукты». По словам руководителя направления Тимошенко Анны Анатольевны в этом магазине на овощной горке после обучения она не видела ни одного некачественного овоща или фрукта. В К-18 потери по срезам в отделе «Гастроном» снизились в два раза (с 11 тысяч до 6 тысяч в месяц). Чорноус Елена Петровна (на тот момент директор К-5) благодаря курсу, решила целый комплекс задач: телеги в торговом зале (не более 2-х на отделе), своевременная утренняя подтоварка бакалеи, напитков и подтоварка с прихода овощей и фруктов. Все эти моменты прямым образом ведет к увеличению товарооборота, ведь покупатель может купить только тот товар, который выставлен на прилавке.

В целом впечатления участников положительные. Вот некоторые из них:

Елена Петровна Чорноус, директор К-52 (на момент обучения директор К-5):- Курс по бережливому производству для меня оказался очень познавательным и интересным. И это не просто громкие слова — это действительность. В ходе обучения выяснилось, что некоторыми инструментами, я пользовалась и ранее, но на уровне интуиции, мне просто казалось, что так нужно. Здесь же я узнала, что это правильно и верно. Но безусловно многие моменты открылись для меня впервые, и просто поражала простота и эффективность различных приемов..

Самое главное, что я усвоила из курса — понимание, что для того, что бы процессы были отлаженными, эффективными и бесперебойными, необходимы: грамотно обученные сотрудники, стандарты работы, своевременное выявление отклонений и контроль исполнения данных стандартов. Очень важна постоянная взаимосвязь административного персонала с сотрудниками. Ведь. никто не знает лучше как именно усовершенствовать процесс и сделать его эффективным, чем непосредственный исполнитель при помощи грамотного руководителя.

Марина Юрьевна Шигина (директор К-37):

-Для меня этот курс – «открытие третьего глаза», даже не понимаю, как я работала раньше?

Анна Александровна Тимошенко, руководитель направления:

-Это обучение научило нас видеть! Человека невозможно научить, если у него нет идеальной картинки, которую он видит и к которой он стремится. А руководителям направлений оно позволило не только получить конкретный результат, но и выявить ресурсы директоров. Многие, как оказалось, могут гораздо больше, чем мы предполагали. Хотелось бы отметить отличную работу К.Н. Супрунова (директор К-26), О.В Арбузовой (директор К-4), Л.В. Барановой (директор К-16), Е.П. Чорноус (директор К-52), В.В. Романовой (директор К-5). Для меня, как для руководителя, обучение позволило ближе узнать директоров магазинов, понять, как они размышляют, просто пообщаться в спокойной обстановке. Это тоже очень важно.

Но нам интересно было узнать и впечатления консультантов о наших сотрудниках, принявших участие в обучении. И вот что они нам поведали:

-Общее впечатление от участников очень хорошее – люди стараются, хотят изменений, поддерживают друг друга. На одной из последних защит М. Кополухина сказала, что кроме тренеров-наставников «Консультационного СИТИ-Центра» уже появились новые возможности для профессионального развития в этом направлении – это помощь — консультации со стороны директоров-коллег, руководителей направлений, да и сами выпускные работы участников уже стали образцами. Особенно хочется отметить работы Бородиной Ирины и Бронской Олеси из Южного филиала, комиссия порекомендовала записать их аудио-выступления для архива работ. Настолько это было убедительно и захватывающе.

В отношении самих магазинов – ощущения разные. С одной стороны мы видим общие проблемы – их много, вне зависимости от форматов и надеемся, что они будут решены через стандартизацию и поиск наиболее эффективных способов. С другой стороны — разные форматы и сами магазины накладывают дополнительно специфические ограничения. Да и влияние руководителей видно. Более того мы все испытываем серьезные трудности, когда персонал переходит на новые вновь открывающиеся объекты.

Самым ярким явлением для нас стала работа с ЮФ. От начала и до конца курса. Мы нигде ранее не видели такой сплоченной и целеустремленной работы, взаимной помощи и поддержки. Если выражаться метафорично, то мы увидели «душу и сердце» Командора, которая была описана в миссии компании ее основателями и реализована на Хакасской земле.

Вот и получается, что мы видим редкий случай «совпадения» тренеров и участников обучения. Это здорово, хотя и не случайно, так как компетенции, которые предъявляются менеджерам среднего звена магазинов в свое время разрабатывались при участии этих же специалистов СИТИ-центра. Значит, что мы смотрим в одну сторону.

Продвижение идей бережливого управления уже внедряется для МСЗ Центрального офиса (финансово-экономическая служба), следующие в очереди руководители отдела персонала, в дальнейших планах стоит цель охватит все подразделения нашей большой Компании. Так что все еще впереди.

Ведущий тренинг-менеджер Александра Демина